Фильмы Роберта Саакянца и студии Берг Саунд

… Мне не нравятся. Хотя, знаю, многие мамы от них в восторге. Казалось бы - что там может не нравиться? “Детские” герои, обучение алфавиту, счету, география, геометрия, астрономия и прочая, и прочая для самых маленьких… Но. Есть несколько но, в силу которых я отказалась от мысли показывать их своему ребенку (напомню, Софии сейчас 2.5 года).

Во-первых, “экшн” - собственно действие - перемежается с достаточно длительными (для маленького ребенка) эпизодами, когда на экране одна “говорящая голова” персонажа. Попробуйте посмотреть эти мультики без звука - это сразу бросится в глаза. И сравните, например, с фильмами серии “Бэби Эйнштейн”, которые спокойно можно смотреть, отключив звук - от этого они не становятся менее интересными и привлекательными.

Небольшой офф - когда мы только начали показывать “Бэби Эйнштейнов” Софии (ей было около 6 месяцев), мы начинали именно с просмотра без звука (чтобы снизить количество единовременно получаемых новых впечатлений) и с 10 минут. Примерно через пару недель стали прибавлять по 2-3 минутки. И несмотря на все эти меры предосторожности, очевидно было, что малыш после просмотра “гипероживлялся” и для нивелирования впечатлений после фильма мы примерно столько же времени носили ребенка в слинге с титей под успокаивающую музыку. Даже такая очень качественная серия детских развивающих фильмов - это серьезная нагрузка на нервную систему ребенка, поэтому не стоит, имхо, сажать малыша перед экраном и “врубать” ему на полтора часа даже “Эйнштейна”.

Но вернемся к “нашим баранам”, т.е. к фильмам студии Берг Саунд. Во-вторых, эта “говорящая голова”, по понятным причинам, не может дать ребенку образцы правильной артикуляции. Ведь когда говорит живой человек, ребенок не только слушает речь, но и очень внимательно следит за артикуляцией. Подражание артикуляции - одна из базовых основ освоения речи (кстати, не только родной, но и иностранной). А когда на экране “говорящая голова” две, три минуты и даже больше невнятно шевелит своим клювом (или что там у нее вместо рта), то у ребенка перестает формироваться связь между тем, что он слышит, и тем, как это надо произнести - как сложить губы, чтобы получился слышимый им звук. Не думаю, что это полезно для развития малыша. Может, не случайно при таком количестве развивающих фильмов столько детей с логопедическими проблемами?

В-третьих, все-таки, графика в этих фильмах достаточно примитивная. Возьмите пресловутые “советские” мультфильмы - в большинстве из них графика очень качественная. При этом под качеством графики я в значительной степени понимаю обилие мелких деталей, которые сразу в глаза не бросаются, но создают общий эмоциональный фон. Глаз “цепляется” за эти детали - сначала неосознанно, затем более осознанно - и восприятие становится более глубоким, а нагрузка на нервную систему уменьшается. Так мы воспринимаем картины природы, где количество мелких деталей стремится к бесконечности - и кто бы спорил, что на картинах природы глаз отдыхает (и нервы успокаиваются), а созерцание примитивных геометрических форм перевозбуждает нервную систему и даже может провоцировать депрессивные и агрессивные состояния.

К примеру, возьмите “нашего” (не диснеевского) “Винни-Пуха” или “Как львенок и черепаха пели песню” и обратите внимание на “бэкграунд”: насколько скрупулезно и любовно прорисованы там мелкие и мельчайшие детали пейзажа, среды, где происходит действие, которые и на экране-то, может быть, присутствуют несколько секунд. И сравните с примитивными очертаниями персонажей и среды действия саакянцевских мультов.

На мой взгляд, загружая ментальную систему ребенка новой информацией (пусть даже в игровой форме), эти фильмы одновременно перенапрягают эмоциональную систему - которая у маленького ребенка (до 7 лет) является доминирующей. Не случайно, например, вальдорфская методика развития выступает против высоких ментальных нагрузок до достижения ребенком этого возраста. В этом есть рациональное зерно. Я не являюсь противницей “раннего развития”, скорее, наоборот :) , но здесь, как и в медицине, должен действовать принцип Primum non nocere - “прежде всего, не навреди!”

Теги: , , , , ,

Комментарии закрыты.