Учим ребенка читать?

… Пока нет. София знает весь русский алфавит; иногда пробует прочитать какое-то слово по буквам и у нее даже хорошо получается. София очень любит книги, бережно к ним относится и если случайно даже чуть-чуть надорвет страничку, бежит, несет маме - заклеить скотчем. Но, несмотря на огромное количество пособий по обучению чтению, я не тороплюсь с обучением дочки чтению.


По одной простой причине. При том количестве печатной лабуды, которое окружает современного человека (я уже не говорю об исписанных нецензурностями заборах), мое “внутреннее чувство” подсказывает мне, что умение читать без умения критически осмысливать прочитанное принесет нам больше проблем, чем пользы.

Если есть любовь и интерес к книге вообще - а он у нас есть и читаю я дочке много - умение читать никуда не денется, придет. А вот если ребенок в том возрасте, когда он все впитывает, как губка, без критического осмысления - “напитается” чушью с рекламных плакатов и журналов, это хуже. В любой дом может попасть печатная продукция, которую взрослый просмотрел мельком и выкинул, а ребенок уселся, прочитал, впитал в голову всю эту энергетику… и как оно там потом сварится, Бог весть. Я решила, что пусть лучше сначала впитаются те образцы словесного творчества, которые я критически отобрала и сочла возможным читать ребенку. Имея хорошую базу, дочке будет проще различить “что такое хорошо, и что такое плохо” в будущем.

А пока мне представляется намного более плодотворным и интересным знакомить малыша с физическими и химическими явлениями, свойствами веществ, их взаимодействием. Конечно, на доступном ему уровне. Сейчас можно купить отличные книги с описанием простых опытов, с использованием обычных бытовых предметов и веществ (соль, сахар, йод, вода, масло, камушки, пластиковые бутылки, лед, уголь и т.д.).

Помимо того, что малыш получает наглядные знания об устройстве окружающего мира, эти знания можно “впитывать”, не опасаясь за нравственность и психическое равновесие малыша. Они безличны, как и все законы природы; вода превращается в пар при определенных условиях не для того, чтобы отрекламировать и продать влажные салфетки, а просто потому, что так устроен мир.

Традиционно в школьной программе физика и химия появляются ближе к старшим классам. Мне представляется, что нет смысла ждать до этого времени - ребенок очень многое прекрасно способен понять (а главное, накрепко запомнить) уже сейчас, а вот в старших классах его будут гораздо больше интересовать другие вещи, в первую очередь, взаимоотношения М и Ж и все такое прочее. И форма подачи материала по определению будет уже другой, “учебной”, а не игровой. Поэтому-то, как я думаю, для большинства из нас физика и химия в школе были чем-то скучно-обязательным, “прошли” и забыли, как страшный сон.

Теги: , ,

Комментарии закрыты.