А если ребенок не хочет “развиваться”?

Сегодня мы работали\играли на тему “проведи прямую линию под разным углом”. Мы играли с книгой О.Земцовой “Тесты. Для детей 2-3 лет” - там есть забавные картинки, где нужно, например, нарисовать линиями дождик, идущий из тучки или ветки у елки.

Большинство родителей так или иначе сталкивается с тем, что ребенок отказывается выполнять “развивающие задания”. Для нас тоже не редкость, когда София говорит - “нет, мама!” (т.е. мама должна это сделать, а не София).

В таких случаях совершенно бесполезно убеждать, настаивать и, тем более, как-то негативно реагировать. Один из лучших вариантов - продолжать делать это самой. Сделаешь раз, другой, десятый - на одиннадцатый ребенок, наконец, проявит заинтересованность в том, чтобы попробовать самой. Это логично и естественно и вполне согласуется с тезисом Выготского о “зонах” ближайшего развития ребенка.

Для тех, кто не в курсе, кратко объясню: известнейший ученый, специализирующийся на детской психологии, Л.Выготский, вывел следующую цепочку: сначала ребенок наблюдает за тем, как что-то делает родитель, потом хочет сделать это вместе и лишь затем пробует сделать это сам. И любые попытки “перескочить” через звенья этой цепочки бесполезны, а часто и вредны - если сопряжены с принуждением.

И главное здесь - не показывать, что поведение малыша как-то вас задевает или раздражает. Шутки, прибаутки, активный диалог с малышом - “попробуешь? поможешь дождику полить вот эту ромашку? возьмешь карандашик? давай вместе сделаем!” - способны значительно разрядить обстановку и таки провести развивающее занятие :)

Так вот, прямые линии София рисовать не любит. Ее собственные произвольные рисунки, как правило, состоят из округленных фигур. Тем не менее, хотя она сначала и отказалась рисовать линии, к концу занятия (когда мама решила, что хватит на сегодня) мы “оптичили” четыре рисунка: помогли дождику полить цветочки, помогли елкам вырастить веточки, помогли солнышку осветить полянку и помогли лягушке вымокнуть под дождем. Сначала София просто смотрела, как я рисую линии, потом я предложила ей рисовать вместе - взяться вместе за один карандаш и рисовать - и лишь минут через двадцать таки попробовала сама. И, надо сказать, для двухлетней малышки получилось достаточно неплохо :)

Теги: , , , , , ,

Комментарии закрыты.